Музыка

В узбекской народной и изустно-профессиональной музыке выделяются 4 основных локальных стиля — хорезмский, фергано- ташкентский, бухаро-самаркандский, сурхандарьинско-кашка- дарьинский, сложившиеся в результате этнической общности. Традицией средневекового города было расселение в кварталах соответственно своим профессиям. Это было присуще и деятелям музыкального искусства, они проживали на <улице певцов>, на <улице бастакоров> и т.п.

Песни можно разделить на исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах (обрядовые — «Ёр-ёр», «Келин салом»; календарные- «Навруз»; трудовые — «Майда», «Ёзи» и др.) и исполняемые

Кошук — бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста — четверостишия рубаи стихосложения бармак. Лапар и ялла тоже куплетного строения, исполняются в сопровождении шуточных ганцев, игр. Ашула — лирическая песня с развернутой мелодией широкого диапазона и синкопированного ритма. Хорошая узбекская музыка юлдуз усманова.

В основе узбекской народной музыки — диатоника, встречаются элементы хроматики. Широко применяются лад атональная переменность и модуляции. Ритмическая основа народных песен отличается большим разнообразием.

Народно-профессиональные музыканты учились у прославленных мастеров. Нотная письменность в музыкальной практике почти не применялась. Основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции составляют макомы, состоящие из нескольких циклов соответственно локальным признакам.

Богаты разнообразием музыкальные инструменты: струнно-смычковые — гиджак, кобуз, сать (сетар); струнно- шипковые-домбра, дутар, танбур, уд, рубабы; струнно-ударные — чанг; духовые тростевые — сибизиг, буламан, сурнай, кашнай; духовые флейтовые — най, гаджир най; мундштучные духовые — карнай; ударные мембранные — дойра, нагора, чиндаул и др. Широко развиты как сольное, так и ансамблевое исполнение. Характерная особенность узбекских ансамблей — игра в унисон.